Готово!
Скоро материал придет на указанную электронную почту. Также подписывайте на нас в Facebook
Ok
Российский рынок IT-202Х. Как нам пророчили работать при свечах и доставать счёты
Прошло уже достаточно много времени с того момента, когда случилась изоляция России от мирового рынка IT. Нам пророчили кромешную тьму: что все технологии для нас будут изолированы, что мы откатимся назад в 90-е, у нас будут только калькуляторы (а может даже и их не будет), а мы потихоньку будем доставать счёты. И первое время действительно была паника, хаос, все бегали и не понимали, что делать. Насколько я помню, даже из-за проблем с логистикой огромное количество купленных заказов было просто остановлено на границах европейских стран – и так не приехало к нам.
Здесь же все высокотехнологичные вендоры очень быстро начали останавливать свою работу, оказание сервиса. И действительно, инфраструктура повсеместно по всей России оказалась под угрозой, так как большинство привыкло, что производители из-за рубежа нам всегда помогут, а с купленной техподдержкой SLA был прибит гвоздями и работал как швейцарские часы. Конечно, иногда бывали сбои, но все равно это был наш устоявшийся мир, в котором было комфортно, уютно и стабильно.
Только хомяки-админы из 90-х потирали руки, сидя на своих запасах с ЗИП, ехидно хихикали и повторяли мантру «а мы же говорили, что надо ЗИП у себя держать».
Хаос, мрак, забвение
Проекты стали останавливаться, так как поставки просто остановились, новые заказы тоже разместить было нельзя. Приходят оповещения о прекращении работы MS, VMWare, Oracle и других вендоров в России. В голове вопрос: что же дальше делать. Многие паникеры подливали масла в огонь тем, что мир закончился, что надо бежать куда глаза глядят.
Конечно, стоит признать, что это в основном было более молодое поколение, которое не нюхало пороху – ведь мы пережили за всю свою жизнь столько кризисов, обвалов и прочих проблем, что поняли: жизнь на этом не заканчивается. Я лично в этот момент подумал: «ну опять очередная перестройка…», а проекты у меня горели в тот момент очень сильно. Я очень сильно зависел от поставок оборудования, контракты в тот момент были под угрозой, ручки не сложил, поднапрягся и нашел альтернативы.
Адаптация
Мы в стране же уже когда-то начинали с того, что у нас было все в серую. Кто-то этого не знает, а кто-то уже начал забывать – как это было тогда, в 90-е и начале нулевых. Я помню, как возили всю технику и компьютеры, комплектующие, сетевое оборудование предприниматели (челноки, энтузиасты, барыги), закупая за границей. Причем возили без всяких представителей производителей, на кораблях через моряков, фурах с мандаринами. ПО у нас тоже изначально появлялось благодаря энтузиастам, которые доставали его еще в те времена, когда не было интернета, завозили на дискетах, разбирались с ним, дописывали что-то сами.
И вот тут этот незабытый навык помог справиться с нынешней ситуацией.
Все активизировали свои возможности завозить оборудование, от самого простого до hi-enterprise. По факту, проблема была довольно острой не в государственном сегменте, а в частном – весь госпредприятия были уже давно поставлены на рельсы по импортозамещению, и они уже в большинстве своем обновили как свой парк оборудования, так и провели переход на отечественный софт.
По факту, сейчас в большинстве своем если кто-то хочет привычное им оборудование от производителей, которые ушли с российского рынка, оно все же доступно. Да, есть некоторые нюансы, не все модели могут быть завезены, могут быть проблемы с лицензированием и т.п.
Корабль набирает курс?
А вот с программным обеспечением от зарубежных производителей не все так гладко.Если уже были куплены постоянные лицензии, то они работают, но к сожалению, без активных сервисных контрактов, обновления в некоторых случаях уже не возможны. Существует проблема с расширением лицензий. Ну и хуже всего, если у компании была подписка.
Здесь у многих стоит дилемма: кому-то «и так сойдет», живем на том что есть, не обновляемся, не расширяемся, либо же у кого-то уже идет расширение, модернизация и т. д., поэтому тут уже приходится выбирать из российского софта.
На рынок пришло реально много покупателей: это уже не государственные закупки, которые хочешь не хочешь, но обязаны купить российский продукт. Это коммерческие «частники», у которых уже сформировалось довольно много требований – сырой или с неработающим заявленным функционалом продукт им не нужен. Покупатель начинает тщательно выбирать из рынка те продукты, которые ему подходят.
И вот этот момент за прошедшие почти 4 года очень сильно подстегнул рынок производителей отечественного софта и оборудования. Частный рынок стал производить качественные тестирования текущих продуктов с проведением пилотирования на соответствие заявленного функционала и его исполнения. И по итогу производители начали подтягивать свой функционал.
За последние время лично даже я увидел огромный скачок в реализации дорожных карт разработчиков продуктов. В плане инфобеза у нас идут огромные скачки, хотя у нас и раньше было не плохо с этим. Посмотрим подробнее.
Что происходит на рынке
-
За 2023–2025 годы наибольшие инвестиции в российский рынок ИБ привлекли сегменты сетевой и облачной безопасности, услуги MDR/MSS, защита данных и конечных точек, а также анализ угроз (SIEM/SOAR/XDR). Эти направления обеспечили темпы роста 18–28% ежегодно, опередив общий рынок на 5–10%. Доля продуктов ИБ составила 73% рынка (229,5 млрд руб. в 2024-м), услуги — 27% с приростом 28,3%.
-
Решения для защиты данных прибавили 24,3% в 2024-м (17% рынка), а конечных устройств — аналогично, благодаря цифровизации и регуляциям ФСТЭК. Это ключевые подсегменты с высоким спросом в КИИ и бизнесе.
-
Рынок перешел к ИИ-аналитике угроз, CNAPP/CSPM для облаков и платформенным решениям (SOAR/XDR), с ростом MDR на 28%. В 2025-м фокус был на DevSecOps и zero-trust, с нишевыми стартапами; фрагментация (300+ вендоров) решается консолидацией. Услуги ИБ (27% рынка) опережают продукты по динамике.
-
Рынок продуктов виртуализации тоже очень сильно вырос. Доля российских продуктов выросла с 26% в 2021-м до 60,2% в 2024-м, став альтернативой VMware и Microsoft, которые ушли с рынка. После ухода западных вендоров (2022–2023) российские разработчики перешли от настройки KVM/OpenStack к созданию собственных платформ. Доля новых инсталляций отечественных продуктов достигла 74%, с акцентом на функциональную полноту, а не только на адаптацию.
Выросла линейка решений: vStack, zVirt, ROSA Virtualization, «Горизонт-ВС», Basis, Numa vServer, SpaceVM, «Иридиум». Да, мы не совсем догнали всем известный продукт, но и у него на зарубежном рынке после перехода на подписочную систему стало все грустно из-за неподготовленности заказчика к такому формату работы. Мне кажется, когда снимут ограничения с российского рынка, наши некоторые продукты виртуализации и вовсе смогут выйти на международный рынок, в связи с их юзабилити и выросшим функционалом.
-
Продукты для больших данных, например, [EM3] Arenadata, Скала-Р также успешно заменяют зарубежные продукты. Для тех, у кого есть проблемы с лицензированием, расширением Vertica, IBM Netezza, есть альтернативы на отечественном рынке.
-
Есть даже у нас достойная альтернатива продуктам SD-WAN, к которым мы так стали привыкать, а кто-то только планировал и не успел перейти. А сейчас это можно реализовать уже на достойном отечественном продукте Kaspersky SD-WAN.
-
Офисные приложения тоже не плохи. Решения для ВКС – на любой вкус и цвет, и даже с интеграциями ИИ. Сейчас на рынке много очень взрослых решений – МойОфис Squadus, MTS Link, TrueConf, IVA MCU, eXpress и не только.
Можно определенно сказать: да, есть ниши, в которых у нас до сих пор нет готовых альтернатив, но продвижения идут точно. Например, до сих пор есть проблемы с инженерным ПО CAD/CAM/CAE и PLM. Ну и очень остро стоит вопрос с заменой SAP, т.к. на рынке не сформировался еще подобный продукт.
Сложный баланс между технологиями и людьми
Сейчас уже многие перешли на новые отечественные продукты. Где-то, к сожалению, еще нет альтернативных решений от слова совсем, где-то – не полный функционал, от которого не могут компании отказаться, где-то – оборудование, которому нет альтернативных замен.
И вот тут у нас появляется проблема, что не у всех есть поддержка данных продуктов со стороны официальных производителей. Но как я говорил ранее, у нас до сытых времен и не было представителей производителей, а были люди грамотные и умные.
А в сытые времена наши специалисты смогли получить огромный пласт знаний от производителей технологий. У нас было множество курсов по технологиям и продуктам зарубежных производителей, мы были просто выкормлены ими. Скажу даже, что огромная часть специалистов из России была тем самым сервисом для зарубежных компаний, но не той первой линией как бесчестное количество индусов, на первой линии, которые работают только по скрипту, а те, кто оказывали высокопрофессиональную 2, 3 линии поддержки.
Минутка ностальгии. До сих пор помню то чувство восторга, когда компания, где я работал в 2012 году, купила Premier Support от MS, и у нас было включено большое количество обучений от технарей вендора, которые давали нам те знания, которые не были описаны в открытых учебниках и даже на их официальном техническом портале, после чего мы понимали наши проблемы, проблемы возникновения ошибок/аварий.
От тех обучений я получил огромную базу знаний, которая мне впоследствии пригодилась по жизни, ведь там мне рассказали не как кнопочки нажимать, а принципы устройства, взаимодействия компонентов. Это как, наверное, с устройством двигателя внутреннего сгорания: если ты понимаешь, как он работает и как должны работать его нюансы, то ремонт его будет происходить не при помощи полной замены на контрактный или при помощи забить дырку глиной, а уже с техническим подходом, пониманием, откуда растет проблема и как её решать.
Также когда-то я проходил партнерское обучение от вендоров DELL, Fujitsu, на которых затрагивались нюансы работы с продуктами, которые официально не документировались, ну или документировались, но не в полном объеме для общего доступа.
Но к чему это всё?
Сейчас решают кадры
Сейчас множество зарубежных продуктов до сих пор стоят в компаниях, которые находятся в проде и должны работать как швейцарские часы. И в отсутствии вендорской поддержки сейчас этим занимаются те люди, которые остались у нас в России. Это как люди, которые работают внутри каких-то компаний, производств, а бывает, что это целые сервисные компании или компании интеграторы, которые аккумулируют в себе этих людей и теперь оказывают поддержку по продуктам на уровне вендорской/околовендорской.

Сейчас как никогда важны данные люди – хранители знаний и опыта, с которыми, как Чип и Дейл, они придут на помощь. Ушли времена, когда в штате должны быть обычные операционисты с набором навыков по чек-листу, а в случае какой-то глобальной проблемы придут на помощь специалисты производителя.
Сейчас все иначе: в штате должны быть высококвалифицированные специалисты, которые понимают, как устроена технология изнутри, а не как ей пользоваться «по шаблону». Или же сейчас кто-то также на подряд берет сервисные компании, которые им будут давать поддержку мультивендорскую и мультискилловую.
Но не стоит забывать: если проблемы кроются внутри на уровне кода, тут уже местная поддержка не поможет, останется только ждать, когда заграничный производитель её исправит и выпустит обновления. Но вот тут тоже есть нюанс: такая проблема может не воспроизводиться нигде, кроме как только у тебя, и производитель теперь о ней не узнает и не исправит.
У меня на личном опыте были проблемы с отваливанием дисков от 3PAR на серверах IBM под гипервизором Hyper-V и SCVMM, но с дисками от IBM Storwize такой проблемы не было. Очень долгая была и мучительная борьба со всеми с поддержками трех вендоров, пока по итогу HP не сдались и не признали ошибку у себя в драйверах мультипасинга, которые они перевыпустили вместе с новой прошивкой.
Нужны те люди, которые знают, как перевести то же оборудование в сервисный режим, поменять правильно в них вышедшие из строя компоненты и дальше их поженить после замены. Что иногда бывает не так просто, так как случаются проблемы с заменой диска в СХД, когда микрокод диска не подходит из-за устаревшей прошивки контроллеров, а обновить систему – иногда целая наука, которой раньше занимались представители сервиса.
Навыки нужны и к российским продуктам, ведь многие из них еще не имеют простых инсталляторов, консолей управления, которые рассчитаны на управление «детьми или кухаркой». Зачастую это настоящая приборная панель самолета или космического корабля, при нажатии в которой на кнопку без знания последствий можно или запустить самоуничтожение, или ракету по неизвестной цели, как в фильме «Особенности национальной рыбалки».
Почему не надо ждать возвращения зарубежных продуктов
Исходя из вышенаписанного, кто-то может подумать, как же тяжело жить без зарубежных решений. Но лично я не хочу их возвращения, и вот почему.
Предположим, что к нам на рынок вернутся абсолютно все, кто ушли с него – и вендора, и международные заказчики. Скорее всего, по принципу наименьшего сопротивления заказчики не будут производить переход на российские продукты или, что хуже всего, вообще будут отказываться от текущих внедренных продуктов в своих российских подразделениях и будут переходить обратно на зарубежные. Так будет по объективным причинам:
1. Передаваемое поколениями мнение «зарубежное – значит лучше» может взять свое
Мое мнение: не всегда так. Многие наши продукты, разработки даже лучше зарубежных. Как пример – продукты с такими мировыми именами как Kaspersky, Veeam, Acronis, ClickHouse, Nginx, WinRar, FaceApp, 1С.
2. Зарубежные продукты уже привычны, с ними, как нам кажется, проще работать
Мое мнение: это дело привычки, мы научились это использовать, поэтому на подсознательном уровне нам проще. Это как в Америке в учебные заведения поставляют MAC, и с детства тебе так удобнее и привычнее.
3. Всем известные зарубежные решения функциональнее, взрослее
Мое мнение: к сожалению, это факт. Такие продукты имеют больше наработанного опыта и более длинную историю развития/становления. Например, даже Huawei с уже достаточно долгой историей своего развития в целом не дотягивает до той же Cisco (хотя по отдельным направлениям обогнал), что говорить о совсем молодых продуктах. Надеюсь, где-то и мы сможем перегнать.
4. Часто люди гонятся за тем, где дешевле
Мое мнение: очень сложный вопрос относительно стоимости. Часто руководство и отдел закупок смотрят на стоимость в моменте, но нюанс со стоимостью владения упускают.
Зарубежные производители очень хитрые, они делают так: «Я тебе сейчас вот это продам за недорого, и у тебя будет полный крутой функционал. Но он будет доступен в расширенном виде только год, два, три, а дальше – будь добр плати по будущей рыночной, не фиксированной цене». Другое дело, что подписок не будет, но цена сервиса, в рамках которого будешь получать гарантию и обновления, будет кусаться.
Конечно, у нас тоже за это платить надо, но в сравнении цена гораздо ниже.
Выводы
Возвращение зарубежных решений грозит тем, что развитие некоторых наших продуктов остановится. Не будет большого объема заказчиков, не будут рождаться потребности в новом функционале, и по итогу эти продукты просто погибнут, не став окончательно взрослыми.
А что, если когда-то опять повторится изоляция? И мы по новой будем что-то изобретать, «доставать счёты». Кто-то говорит, что с приходом зарубежных вендоров подстегнется конкуренция, и нашим придется делать продукты лучше, но это не совсем так. Конкуренции у нас уже достаточно внутри страны, т. к. в большинстве направлений у нас уже по три, пять, а то и десять производителей с одинаковыми продуктами. По итогу выживут сильнейшие, те, кто вложится как можно больше в свое развитие. И тут надо, чтобы государство давало мощную поддержку не только в тотальном запрете зарубежных продуктов, а еще и помощи развития наших продуктов.
Тут хочется еще, чтобы от государства был бОльший толчок в продвижение наших продуктов на зарубежные рынки, как это происходит в мирном атоме, чтобы на дружественные рынки предлагали наши продукты, помогали в продвижении. На государственном уровне надо менять мнение других стран о том, что мы не только нефть, уголь и лес можем продавать, но и технологичные продукты. И можно не стесняться что-то где-то копировать и улучшать: ведь велосипед уже создан, и зачем изобретать новый.
Конечно, с нами случилась тяжелая ситуация – но, как говорится в старых анекдотах, что немцу плохо, то русскому хорошо. Идет переломный момент, к которому в стране была долгая подготовка в виде планов по импортозамещению. Мы адаптировались и повернули это в свою пользу, и теперь мы будем сильнее и независимее. У нас есть люди – это самое ценное. Люди, которые умеют и знают, как делать.
Главное – развивать свою науку и технологии, создавать и возрождать заводы, научные центры. Создавать комфортные условия для ученых, разработчиков, инженеров, чтобы кадры не утекали: ведь мы за этот короткий период времени потеряли огромное количество ценных специалистов, которые уехали из страны.
И не ждать, что за пару лет у нас будут технологии как за рубежом: часто это годы, а иногда десятилетия – на примере Китая, у которого становление индустриальным и технологичным лидером занято несколько десятилетий.
Будьте в курсе новостей
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе наших последних новостей
