Готово!
Скоро материал придет на указанную электронную почту. Также подписывайте на нас в Facebook
Ok
Российский софт с мировым опытом: Петр Сапаркин из ICL Services о трендах на рынке разработки
Российский рынок ИТ сегодня переживает динамичное развитие: быстрые изменения в технологиях, рост интереса к искусственному интеллекту, задачи импортозамещения и повышение требований к качеству решений заставляют компании искать новые подходы к работе с данными и цифровыми продуктами. Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и предлагать бизнесу комплексные проекты и индивидуальный подход.
О том, как изменился рынок разработки в России за последние годы, зачем бизнесу обращаться к профессиональным разработчикам и какую роль играет искусственный интеллект в разработке и поддержке систем, поговорили с Петром Сапаркиным, руководителем направления разработки ПО и приложений в ICL Services.
— Сегодня уже никого не удивить массовыми миграциями на отечественные решения в области инфраструктуры рабочих мест, безопасности и облаков. Петр, а что же с кастомной разработкой? Чем руководствуются заказчики?
— Конечно, в российском ИТ пару лет назад произошли серьезные изменения. И несмотря на очевидные вызовы рынка, по моему мнению, мы сейчас на хорошем, восходящем тренде. У каких-то команд проектов стало меньше, у кого-то — наоборот больше, и здесь речь идет в основном о российских проектах.
Мы видим, что сейчас многие заказчики приходят к нам с проектами импортозамещения. Мы воспроизводим функционал зарубежных продуктов, добавляем кастомные улучшения. Бывает, что заказчику нужна уникально разработанная система — такой проект был в 2022–2023 годах, когда заказчик временно работал на Microsoft Excel, как многие в то время.
Мы сделали новую систему с нуля с использованием российских технологий, добавив гибкость: теперь заказчик может быстро подключать или отключать модули. Особое внимание уделяли интерфейсу. Важно, чтобы новая система была максимально похожа на старую: это снижает стресс для сотрудников, особенно если команда возрастная.
Другой наш заказчик начал с проектов по большим данным и ИИ. Старт был также связан с курсом на независимость от иностранных продуктов — ушел зарубежный вендор, и мы заняли его нишу, предложив собственное решение. При этом, как было и здесь, нередко первый проект у нового клиента бывает для нас не прибыльным, но своего рода создающим репутацию и – после успешной реализации возникает доверие и уверенность в завтрашнем дне, и сервисное сотрудничество расширяется.
— А как выглядит процесс работы над проектом у сервисной компании?
— Все начинается с постановки задачи и анализа потребностей клиента. Потом собираются требования, предлагаем решение, согласовываем архитектуру. Затем разработка, тестирование, внедрение. После запуска — поддержка и развитие. Такой подход помогает избежать ситуации, когда система красиво выглядит, но не решает реальные задачи.
Мы, кстати, не избегаем и помощи искусственного интеллекта. Он помогает писать простые функции, генерировать код, анализировать большие технические задания. Это сокращает сроки и стоимость проектов. Полностью доверить написание программы ИИ пока рано, но для рутины он подходит отлично. Даже промпт можно попросить сгенерировать у ИИ.
— Давайте подробнее про искусственный интеллект. Где вы его применяете?
— Запросы на ИИ чаще всего связаны с оптимизацией: машинное зрение, предиктивная аналитика, обработка текста. Сейчас мы развиваемся сразу по нескольким направлениям, разрабатывая и оптимизируя собственные решения.
Наше флагманское решение Pro.ГенИИ уже сейчас помогает вузам и компаниям: сокращает количество запросов, отвечает на естественном языке, работает с документами по NDA[1] и на on-premise[2], чтобы данные не уходили в облако.
Наша команда создавала продукт на базе технологий генеративного ИИ и больших языковых моделей: сегодня оно способно обеспечить автоматическое решение более 87% обращений без вмешательства персонала компании-заказчика. А совсем недавно Pro.ГенИИ включили в Единый реестр российского ПО.
Есть и другой продукт — система видеоаналитики AISee, которая работает в российских ритейловых магазинах. Вы когда-нибудь воровали что-нибудь в супермаркете на кассах самообслуживания? Так вот: AISee помогает сократить кражи на кассах самообслуживания: анализирует видео в реальном времени и уведомляет покупателя или персонал о неоплаченных товарах. Главное — не портить пользовательский опыт: мы доказали финансовую эффективность этого решения после года пилотирования в российских гипермаркетах «Ашан».
— После запуска проекта интеграторы часто берут его на поддержку – Вы уже это упоминали. Что это означает на практике?
— Поддержка — это не только исправление ошибок. Мы адаптируем систему под новые условия, добавляем функции. Даже идеальная система требует изменений из-за внешних факторов — от переполненного диска до действий администратора. У нас есть SLA: сроки реакции и устранения инцидента прописаны заранее. Например, в ряде случаев инженер обязан ответить и начать работу, даже если звонок поступил в 3 утра.
Часто поддержка превращается в развитие: появляются новые задачи, мы реализуем их, иногда вместе с заказчиком дорабатываем архитектуру. Нам, к примеру, здесь очень помогает наш международный опыт работы. . Работая в качестве многолетнего сервисного партнера одной из крупнейших японских компаний, многие best practices[3], которых мы придерживаемся по сей день, мы переняли именно с проектов для зарубежных заказчиков.
— Полагаю, отчасти именно поэтому компании для разработки обращаются к аутсорсерам, а не формируют свои внутренние команды?
— Да, тут все очевидно: профильная ИТ-компания знает, как разрабатывать, поддерживать ПО, собирать требования и общаться с заказчиком. Внутренний же HR, нанимая ИТ-команду, сталкивается с поиском специалистов «непонятно какого профиля», а когда дело доходит до самой разработки, пиши пропало. Если брать нас, к примеру — то это более 30 лет опыта, заточенные процессы, полный цикл от анализа до поддержки. Это существенно экономит время и ресурсы заказчика.
— А от чего зависит чего зависит стоимость разработки? Говорят, это очень дорого.
— От сложности, объема и сроков. Как я говорил ранее, иногда первый проект бывает убыточным, но он открывает двери к долгосрочному сотрудничеству. Это инвестиция в отношения. В ИТ важно думать о перспективах: краткосрочные убытки могут привести к стабильным контрактам.
— Спасибо, Петр! Давайте подведем некие итоги. Каким вы видите рынок в ближайшем будущем?
— В трендах — цифровизация бизнеса, автоматизация рутины, интеграция ИИ, переход на отечественное ПО, кибербезопасность. Все это требует постоянного обновления компетенций. Заказчику редко есть смысл держать большую ИТ-команду в штате: и поэтому нужны партнеры, которые умеют быстро подключаться и усиливать проект под конкретные задачи. Это и есть наша ценность.
Рынок меняется быстрее, чем мы думаем. Еще вчера актуальной считалась одна технология, а сегодня она уже устарела. Поэтому ключ к успеху — гибкость, умение быстро адаптироваться и строить долгосрочные отношения с заказчиками и помочь им пройти этот путь безболезненно и с пользой.
[1] Соглашение о неразглашении
[2] Использование собственной инфраструктуры для размещения ПО
[3] Лучшие ИТ-практики
Будьте в курсе новостей
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе наших последних новостей